Как пандемия изменила привычки покупателей?

Компания NielsenIQ Kazakhstan провела исследования и выяснила, как на самочувствие покупателя в Казахстане и в мире повлияла пандемия, как себя чувствует покупатель сегодня и готов ли он вернуться к привычной жизни в отношении покупок. Результаты исследования в ходе 29-ой международной выставки Central Asia Fashion озвучил специалист по работе с розничными сетями в Казахстане Сергей Буланов. Об этом сообщает inbusiness.kz. 

 

Согласно глобальному исследованию NielsenIQ Kazakhstan во всем мире после пандемии покупатели поделились на две группы: первая — невакцинированные покупатели, стремящиеся к жизни без страха Covid-19, вторая — покупатели, сделавшие бустерную вакцину. По словам Сергея Буланова, в 2021 году, как в мире, так и в Казахстане наблюдается рост реального ВВП показывает положительную динамику. Это дает не плохие прогнозы на 2022 год, когда прирост составит 3,9%, против 2021 года. Однако, мировой рост ВВП выше Казахстанского и составит 4,9%. 

NielsenIQ выделила пять основных сегментов, формирующихся в отношении покупателя.: 

1. Покупатели, которые финансово пострадали от ковида, и до сих пор не оправились. Они будут искать для себя дешевые предложения на рынке. 

2. Покупатели, которые финансово пострадали от ковида, и уже оправились. Будут выбирать интересные предложения между офлайн и онлайн форматом. 

3. Покупатели, которые финансово пострадали от ковида и теперь осторожны к своим тратам. Будут обращать внимание на промо, предлагаемые торговыми точками. 

4. Покупатели, которые не изменили своих трат. Не поменяют своих привычек в отношении покупок и брендов.

5. Покупатели, которые стараются копить деньги, и таким образом чувствуют себя финансово стабильно и независимо. 

 

По словам Сергея Буланова, более оптимистично настроены покупатели с доходом более 300 тыс. тенге, в возрасте от 18 до 34 лет. Наименее оптимистичны — от 55 до 65 лет. 

 

"В большинстве своем казахстанцы считают, что у них не плохое финансовое положение. Четыре из 10 покупателей не готовы тратиться за пределы базовых потребностей. По нашему исследованию, 33% казахстанцев отмечают, что им подняли зарплаты в прошлом году. Больше всего людей беспокоит рост цен на FMCG товары (продуктовая и не продуктовая корзина). Большинство казахстанцев продолжают считать, что страна находится в экономическом кризисе. И только 18% настроены позитивно, считая, что экономическая ситуация в стране улучшиться в течении 12 месяцев", — сказал специалист. 

Люди продолжают принимать различные действия по снижению своих трат на покупку новой одежды, питания в не дома и развлечения. Под влиянием ковида казахстанцы продолжают тратить на обустройство дома и ремонт. В четвертом квартале они начали больше тратить на одежду, несмотря на это в долгосрочной перспективе будут стараться экономить на этом сегменте. 

"В Казахстане достаточно интересный ритейл. В рамках страны широко представлена традиционная розница. Не продуктовая корзина дает больше 80% в продажах. Маленькие и средние магазины и дома растут более высокими темпами в рамках продуктовой и непродовольственной корзины. Такими же темпами растут парфюмерные, хозяюшки и аптеки. Продуктовая корзина растет на 22% в денежном эквиваленте и на 8% в объемах", — добавил он.  

Как отметил Сергей Буланов, больше всего во время январских событий пострадал Алматы, на который приходится наибольшая доля продаж. В городе были разрушены и разграблены определенные торговые точки, наблюдался переток покупателей в торговые точки традиционной розницы. Были и перебои с поставками товара. Вводился запрет на продажу алкогольной продукции и ограничения работы по времени. 

 

"Под влияние перехода покупателей в традиционную розницу не только в период январских событий, но и под влиянием ковида, мы видим, что покупатель продолжает все больше денег тратить в супермаркетах. Поэтому большие игроки начинают выходить с предложением к покупателю в формате магазина у дома. Мы наблюдаем тренд стирания границ между форматами. Так АЗС уже не является просто заправками. Тут можно приобрести и продукты питания и корма для животных. Аптеки объединяются с АЗС. Еще один тренд – развитие дискаунтеров", — сказал специалист.  

 

Говоря про прогнозы на 2022-2023 год Сергей Буланов отмечает, что тут нельзя делать однозначных выводов. В текущей ситуации, как в ритейле, так и для производителей, специалист рекомендует быть гибким и отслеживать тенденции, чтобы идти в ногу со временем. Планы на 5-10 лет вперед должны корректироваться под влиянием всех факторов, оказывающих эффект на конъюнктуру рынка. 

 

Мария Галушко

Фото: Максим Морозов